23 Feb 2012

Евгений Додонов: Даже когда я работал в Microsoft, у меня на машине была установлена Slackware

Человек, который родился в России, но живет в Бразилии.
Человек, который работал в Microsoft и Mandriva, но всегда использовал Linux на своем компьютере.
Человек, который занимался исследованием возможности построения компьютерной системы а-ля Skynet.
Встречайте, Евгений Додонов!

Перед тем, как мы начнем, небольшое объявление. Это интервью по совместной нашей с Евгением договоренности публикуется на двух языках: русском и английском. Анлийская версия (English version).

Евгений Додонов
DarkDuck: Привет, Евгений! Спасибо за то, что пришел в гости. Я знаю, что ты достаточно извествен в мире Linux, и твое имя само за себя говорит. Тем не менее, как бы ты представил себя сам?


Евгений Додонов: Меня зовут Евгений Додонов. Мне 30 лет. Я родился в России, в Москве, но живу в Бразилии с 1996 года. Будучи в Бразилии, я получил дипломы бакалавра и магистра в университете UFSCar, работая над темой распределенных параллельных файловых систем. Также я защитил кандидатскую диссертацию в университете USP, предлагающую подход к предсказанию, позволяющий компьютерным системам работать автономно, без вмешательства человека. Это было действительно интересное исследование, и один из самых любопытных вопросов, которые я получил на эту тему, был о мерах безопасности, потому что в целом подход к автономности, который мы исследовали, одному из оппонентов диссертации напомнил Skynet :).



В профессиональном плане, я занимаюсь компьютерами с 8 лет. После окончания университета, я работал в компании MStech в Бразилии, в основном занимался потоковой доставкой ПО и проектами по удаленной загрузке – некоторые из них потом реализовались в продуктах Citrix. Затем несколько месяцев я работал в Microsoft, в составе команды NTFS team. И затем я перешел в Mandriva. Во время своей работы там, я изначально отвечал за вопросы безопасности и разработку приложений для работы с сетью, затем я стал руководителем бразильской команды (бывшая Conectiva), а последние несколько месяцев я отвечал за разработку всего направления рабочих станций. Сейчас я работаю в Intel в составе команды Intel Linux Graphics.

DD: Твоя работа в Intel все еще в сфере Linux, или фокус изменился?


ЕД: Я в итоге всегда оказываюсь на участке, связанном с Linux – даже во время работы в Microsoft, у меня на машине была установлена Slackware :). Внутри Intel, я работаю в отделе, отвечающем за разработку графических драйверов GEN (т.е. драйверов для интеловских графических процессоров, не для Poulsbo). Я работаю над планированием релизов, вопросами энергопотребления, производительности и так далее. На последней конференции Linuxcon я делал обзор того, чем занимается наша группа, и эта презентация доступна в Интернете (на английском языке).

DD: До Intel, ты работал в Mandriva SA. Ты знаешь компанию изнутри. Я знаю, что в Mandriva было много изменений в последние пару лет. Самое известное, пожалуй, это раскол в команде, выделивший проект Mageia. Что ты обо всем этом думаешь?


ЕД: Состояние дел в Mandriva в последние годы было осложнено из-за некоторых внутренних проблем. Частично из-за этого компания Edge-IT, которая была частью большой Mandriva group, наряду с Conectiva и Linbox, была ликвидирована с целью уладить долги перед французским правительством. Сотрудники, которые работали в этой компании, ушли. Это, по крайней мере для меня, было большим разочарованием, так как некоторые из самых способных разработчиков Linux, которых мне удалось встретить, работали именно там.

В то же время, взаимоотношения между компанией Mandriva и Mandriva-сообществом никогда не были устойчивыми. В прошлом это уже приводило к различным ответвлениям, например PCLinuxOS. Поэтому, раскол между Mandriva и Edge-IT подтолкнул некоторых бывших сотрудников Edge-IT к формированию нового дистрибутива, с целями отличными от Mandriva. В то время как Mandriva стремилась к разработке собственными силами, Mageia была сформирована с целью быть похожей на проект Debian, то есть быть ориентированной на сообщество.

В конце концов, как я всегда говорил, это только улучшает сообщество Open Source. Чем больше у нас возможностей, тем лучше. И тем более отрадно знать, что обе компании выпустили потрясающие продукты – и Mageia 1 (а сейчас уже и Mageia 2 beta), и Mandriva 2011 принесли огромное количество инноваций в среду Linux.

DD: Ты решил пойти другим путем – присоединиться к команде Intel. Почему?


ЕД: В нескольких словах, после нескольких лет, я думаю, я стал уставать от работы непосредственно над дистрибутивом, и захотел поработать над чем-то новым. Intel, несомненно, предоставляет потрясающие проекты и задачи, в то же время позволяя тесно сотрудничать с миром Open Source.

Конечно, «жизнь на грани», которую мы вели в Mandriva последние несколько лет (постоянное ожидание банкротства, постоянные сложности с тем, чтобы остаться в бизнесе), тоже имела свой вес. Но они не были главными для меня – если бы я не верил в будущее Mandriva, я бы ушел гораздо раньше.

Mandriva в 2010-2011 прошла через, возможно, самый тяжелый период своей жизни. Ушла значительная часть команды. Были финансовые проблемы. В целом не хватало видения будущего. Оглядываясь сейчас назад, я думаю что мы самогли преодолеть все проблемы, которые перед нами стояли. В конце 2010 года почти все ожидали, что Mandriva 2010.1 будет самым последним релизом Mandriva. Да, после того, как мы потерали релиз-менеджеров, людей которые знали как делать ISO-образы, как управлять системами сборки, как поддерживать критичные пакеты – это действительно выглядело невозможным сделать хоть что-то. Но даже тогда вышла Mandriva 2010.2. И эта версия до сих пор считается многими самой удачной версией Mandriva. В следующем году, нам удалось начать разработку с нуля с практически новыми командами и целями. И в конце концов мы выпустили Mandriva 2011.

Конечно, не все шло как планировалось – но я все равно думаю, что мы добились впечатляющих результатов.

И когда команда была построена заново, когда появилась новая структура управления, дела снова пошли гладко. В это время я понял, что это лучшее время для того, чтобы я ушел в поисках новых возможностией.

DD: Если бы тебя заставили выбирать между командами Mandriva и Mageia, без возможности уйти, что бы ты выбрал?


ЕД: Я бы остался в команде Conectiva :).

Но если такой возможности нет, я думаю что в конце концов работал бы на оба проекта – особенно потому, что они имеют много общего кода. Тем не менее, это тяжелый выбор. Сейчас многие из разработчиков, которые работали со мной в Mandriva, не работают ни в Mandriva, ни в Mageia. Например, caio1982, fcrozat, pterjan, claudio, miura, olavo, salem, boiko, teuf работают над чем-то другим. Из команды Mandriva, все еще остались bogdano, pcpa, santiago, neoclust и aginies, которые все еще в компании. Из Edge-IT ребята ennael, rtp, romain и blino теперь занимаются Mageia. Они все мои друзья, и мне бы не хотелось принимать только одну сторону в этом разговоре.

К счастью, это именно та причина, почему Open-Source выигрывает – тебе не обязательно выбирать чью-либо сторону. И это великолепно!

DD: Что ты думаешь про текущее состояние Mandriva как компании и как проекта?

ЕД: Mandriva как компания всегда была проблематичной. Даже того того, как была сформирована Mandriva, и у Mandrake, и у Conectiva были тяжелые времена. С их слиянием, коммерческая сторона вопроса не исправилась. Были значительные победы, но были и периоды нестабильности.

В последние годы, я думаю, Mandriva прошла через, возможно, самые тяжелые испытания в своей истории. Я не знаю внутренних аспектов жизни компании после своего ухода, но я надеюсь что все утрясется со временем. У них все еще есть замечательные разработчики, удивительные продукты. С приходом русских ребят из компаний ROSA и Penguin soft, я бы сказал что у них теперь самый лучший коллектив для создания инновационного и выдающегося дистрибутива для пользователей.

Mandriva как проект, я думаю, будет процветать, пока жива компания Mandriva. Но тяжело сказать что-то более детальное, особенно с учетом событий нескольких последних месяцев.

DD: У Mandriva крепкие «связи» в российском и бразильском правительствах При наличии поддержки авторитета г-на Реймана в России, у нее там хорошие шансы. Также, в Бразилии идет крупный проект -– Classmate PC. Ты был как-то связан с каким-либо из этих проектов?


ЕД: Я не слишком много знаю о российском проекте.

Что касается проекта Classmate, я работал над ним еще до официального объявления. Первый код, который вошел в проект Classmate дистрибутива Mandriva, я написал еще в 2006 году. Это был другой проект, над которым я работал в Mstech. Он был впоследствии интегрирован в решение Mandriva Classmate.

Работая непосредственно над проектом Classmate, я, скорее всего, являюсь единственным человеком, который прошел его от начала до конца. Остальные разработчики либо ушли до его завершения, либо присоединились уже в процессе. Так что я работал над всеми фазами проекта – от подготовки проекта до разработки средств защиты от кражи, и решений для плохого покрытия сетей. И в коце концов я ездил в Бразилиа на правительственную презентацию функциональности после того, как тендер был выигран.

DD: Ты работал в таких разных корпоративных средах: Microsoft, Mandriva, теперь Intel. Насколько они отличаются? Где ты чувствуешь себя комфортнее?


ЕД: Они все очень разные. Мне действительно нравилось работать в Microsoft, и Intel тоже до сих пор радует. Mandriva гораздо меньшая компания, поэтому там все устроено по-другому. В этом смысле, и Intel, и Microsoft приблизительно имеют по 100 тыс. человек, и они очень похожи во многом.

Если бы мне пришлось описать рабочую среду в нескольких словах и суммировать мои впечатления от своей работы там, я бы сказал:
  • Microsoft – это лучшее место для работы разработчика ПО. 
  • Intel – это лучшее место для работы как над технологиями ПО, так и над новыми технологиями которые выходят за рамки программирования. 
  • Mandriva была «лучшим местом для работы рядом с наиболее одаренными разработчиками Open Source”. 
Мне комфортно работается в любой среде, если там есть захватывающие и нескучные проекты, есть чему учиться, и есть кофе.

DD: Какие операционные системы ты сейчас используешь на работе и дома?

ЕД: Я использую Linux как мою основную (и, в большинстве случаев, единственную) ОС на протяжении последних 12 лет. Так что мне всегда смешно читать заголовки новостей вроде «NNNN – это год Linux на рабочих станциях». Это – мой основной и единственный инструмент на протяжении уже более десятилетия.

В бытность в Mandriva, я использовал Mandriva как мой основной дистрибутив. До того, я в основном использовал Slackware и Arch. Тем не менее, я работал с большинством дистрибутивов, которые существовали на протяжении всех этих лет.

В последние месяцы, я вернулся опять на Arch Linux. Мне нравится то, как он работает – он простой, и в то же время достаточно мощный для всех моих задач. И когда в нем чего-то не хватает, я обращаюсь к проекту AUR, который работает как «portage на стероидах».

Когда меня спрашивают, какой дистрибутив им поставить, у меня нет единого совета. Обычно я рекомендую Ubuntu как наиболее распространенный. Но в последние годы, мне не очень нравится направление их инноваций для рабочих станций.

DD: Кроме ОС, какие твои любимые приложения, инструменты?

ЕД: Я думаю, что единственный инструмент, без которого я не мог бы прожить – это редактор vim. Не считая его, мне почти безразлично каким приложением пользоваться – я пользуюсь Firefox и Thunderbird в большинстве случаев, но время от времени работаю с Chrome и Mutt. Для целей общения я использую Pidgin. Что касается оболочки рабочего стола, то я использовал XFCE на протяжении последнего десятилетия как свой основной рабочий стол. Но мне также нравится Gnome2 и (сильно допиленный) KDE. Я не думаю, что подход последних Gnome3 и Unity мне нравятся. Они заставляют меня чувствовать себя глупым, иногда я просто не могу понять как они работают. Наверное, я слишком глубокий технарь по сравнению с их целевой аудиторией.

DD: Новый интерфейс Mandriva, разработанный российской компанией ROSA Labs, очень похож по стилю на GNOME3 и Unity, хотя и базируется на KDE. Что ты о нем думаешь?


ЕД: Мне он нравится гораздо больше, чем Gnome3 или Unity. С некоторыми настройками, он стал моим основным окружением рабочего стола на несколько месяцев, заставив даже отказаться от XFCE. Мне кажется, что он быстрее и менее назойлив. В этом смысле, и Gnome3, и Unity всегда давали мне знать, что они умнее меня, и всегда знали лучше что мне надо делать со своим компьютером.

Окружение Rosa гораздо более гибко в этом плане, и его возможности не стоят на пути пользователя. По крайней мере, мне так кажется.

Команда разработчиков в Rosa Labs рождает грандиозные и очень инновационные идеи, но не все из них попали в Mandriva 2011. Например, новый лаунчер с интегрированным семантическим поиском был одним из лучших, и возможно первым, использующим полностью возможности Nepomuk, появившиеся еще в самых ранних версиях KDE4. Новый менеджер входа в систему тоже выглядит более дружелюбно. Выпадающие папки plasma-иконок в трее удачно комбинируют возможности папок Mac OS X с возможностями технологии KDE.

Единственное, что мне не нравится в финальной версии интерфейса пользователя Mandriva 2011 UI – это украшения окон, особенно кнопки управления окнами в стиле Windows. Но их уже добавили после моего ухода, так что я не мог на это повлиять. В любом случае, я всегда могу установить старую тему elementary, которая мне все равно больше нравится.

DD: Последняя версия Mandriva 2011 значительно выросла в размерах, особенно из-за включения новых разработок ROSA-Labs, но без добавления кардинально нового функционала. Также, мое общее ощущение – система стала тяжелее и медленнее. Ты согласен? Ты думаешь, разработка системы взяла правильный курс?


ЕД: Mandriva 2011 получила, наверное, самое значительное количество новшеств с момента появления Mandrake – и на уровне рабочего стола, и на низком уровне. Вот только некоторые из них: переход на rpm5, networkmanager и systemd по умолчанию.; полное переосмысление всего процесса загрузки и скриптов init; новые утилиты входа в систему и окружения рабочего стола, и, наконец, общий подход к тому, как образ системы строится и управляется.

Кроме того, у нас была идея упростить то, как работают дистрибутивы для рабочих станций в целом. Вместо предоставления множества вопросов пользователю на детальных экранах установки, мы хотели упростить установку насколько возможно, и установить приложения, которые бы подходили под общее видение рабочего окружения, которое у нас было. Это также включало в себя автоматическую установку локализации и драйверов. Это требует больше дискового пространства, но, в то же время мы живем в 21м веке. Я предпочитаю, чтобы моя система работала «из коробки», чем сэкономить несколько мегабайт на диске, и потом загружать и устанавливать маленькие компоненты, когда я подключаю принтер или веб-камеру. Я знаю как это делать – но это не то, чего я ожидаю от интегрированного рабочего стола.

Общая медленная скорость работы обусловлена именно этими решениями о гибкости – хотя мы и пытались оптимизировать большинство операций, все же трудно предвидеть все возможные комбинации оборудования. До выпуска Mandriva 2011 beta2, например, у нас было очень длинное время перезагрузки, как выяснилось из-за плохой интеграции systemd со старым скриптом обнаружения звуковых устройств. До Mandriva 2011 rc2, загрузка была медленной из-за последовательной, а не параллельной, предзагрузки сетевых и печатающих сервисов во время загрузки. И так далее.

В конце концов, мое ощущение от Mandriva 2011 – то, что эта система получилась неплохой, но могла быть и получше с дополнительной оптимизацией. Большая часть оптимизации потом оказалась выполненной в версии Powerpack.

Конечно, всегда есть возможность дополнительно подкрутить еще больше под индивидуальную платформу. Моя система тестирования Mandriva 2011 загружается за 12 секунд, хотя типовой образ занимает 32 секунды на том же компьютере. Это потому, что я знаю куда конкретно смотреть и какие именно сервисы и драйвера мне не нужны, так что я могу их выключить. Но, тем не менее, иногда мне приходится откатывать мои собственные изменения. Например, когда я не могу обнаружить принтер в моей собственной версии, а Mandriva по умолчанию делает это автоматически.

DD: Ты читаешь блог Linux notes from DarkDuck? Что бы ты хотел здесь видеть? Что можно улучшить?


ЕД: Я обычно читаю его через RSS. У меня нет особенных предложений по улучшению – я думаю у тебя и так все хорошо. Чем больще блогов, посвященных Open Source у нас есть, тем лучше.

DD: Ты жил в таких разных местах в своей жизни, от России до Бразилии. На скольких языках ты говоришь?


ЕД: Я говорю на русском, английском и португальском. Кроме того, я понимаю испанский – я жил в Мексике в 1993-1994, и немного французский. Еще я могу немного понимать польский, украинский и итальянский, но это только базовые знания.

DD: Это помогает в твоей работе?

ЕД: Конечно, да! Когда ты знаешь 2-3 языка, все остальные уже приходят гораздо легче. И это всегда удобно общаться с кем-либо на его родном языке.

Хотя иногда это достаточно сложно разговаривать сразу на 3 языках одновременно. Например, переводить с русского на англисйский и португальский на одном совещании. Иногда у меня ощущение, что мой мозг плавится при попытке переключиться на новый язык на каждой фразе :).

DD: Если отложить Linux и компьютеры в сторону, чем ты занимаешься в свободное время? Наверное, сначала я должен спросить есть ли оно у тебя вообще.


ЕД: Я занимался музыкой с 6 лет. Я играл на кларнете, гобое, трубе, тромбоне, французском горне и почти на каждом медном духовом инструменте. Но последние 3-4 года я почти забросил это занятие.

Еще у меня зеленый пояс Тайквондо (Tae Kwon Do WTF), и я занимался Muay Thai в течение 7 лет. Но последние несколько месяцев это тоже вроде как заброшено.

Кроме этого, я много читаю и иногда фотографирую природу для своего фото-блога на flickr, и пишу для своего технического блога.

Я думаю, что основное я перечислил.

DD: Ты много путешествуешь?

ЕД: Во время работы в MStech и Mandriva у меня было с этим очень сложно – я жил в городе Сан-Карлос, а работал в другом городе. Мне приходилось ездить до 5000км каждый месяц. Только в последний года в Mandriva я накрутил за рулем почти 40000км за 6 месяцев:).

Кроме того, я езжу в основном между городами в Бразилии.

Еще я жил в США в течение нескольких месяцев, в районе Бостона и Сиэтла в 2005 и 2007 годах. Вот практически и все.

DD: Спасибо за уделенное время, Евгений! Я желаю всего лучшего тебе в твоей новой роли и в новом проекте. До встречи!

ЕД: Спасибо – это было действительно интересно отвечать на эти вопросы!

Обновление 9 июля 2012 года: Евгения Додонова не стало.

6 comments:

  1. Так вот почему наконец стала хорошо работать интеловская графика!))
    А вообще, спасибо за интервью.

    ReplyDelete
  2. > С приходом русских ребят из компаний ROSA ...

    Я украинец, но все равно спасибо. Интересно было прочесть итервью.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Пожалуйста! 8-)

      Delete
    2. В смысля я там работаю, поэтому спасибо :) Приятно, что о нас такого мнения.

      Delete
    3. Спасибо ребятам всех национальностей из компании ROSA! :))

      Delete